Обслуживание фанкойлов

Почему фанкойлы выходят из строя?

Большинство аварийных ситуаций в системах холодоснабжения можно было бы избежать, если бы регулярно на объекте проводилось качественное техническое обслуживание фанкойлов и чиллеров.
Если говорить о фанкойлах, то есть ряд причин, по которым об обслуживании часто забывают, однако, это неправильно:
  • Экономия средств. Техническое обслуживание фанкойлов – менее затратная операция, в отличии от  их ремонта или замены системы холодоснабжения в целом;
  • Затрудненный доступ. Фанкойлы (всех типов, кроме канального) устанавливаются непосредственно в обслуживаемом помещении и это вызывает основные трудности. Обслуживание нужно проводить в не рабочие часы и максимально быстро, чтобы не мешать функционированию объекта в рабочее время.
  • Отсутствие лицензии/сертифицированных специалистов. Системы холодоснабжения относятся к числу сложных и дорогостоящих систем. Их монтаж, наладку, обслуживание и ремонт должны выполнять сотрудники, прошедшие специальное обучение у данного производителя. Выполнение работ силами несертифицированных специалистов грозит снятием оборудования с гарантии.

Что входит в техническое обслуживание фанкойлов?

В первую очередь, обслуживание фанкойлов предполагает выполнение ряда работ, непосредственно с самим агрегатом:

  • Предупреждение преждевременного выхода из строя элементов оборудования
  • Очистка воздухообрабатывающих устройств ( воздушный фильтр, радиатор, крыльчатка вентилятора)
  • Проверка электрических соединений, при необходимости их протяжка
  • Проверка надежности крепления блоков
  • Очистка и дезинфекция специальным составом радиатора теплообменника
  • Проливка и дезинфекция дренажной системы
  • Очистка дренажного поддона
  • Очистка воздухораспределительных устройств
  • Проверка герметичности обвязки фанкойла
  • Тестирование температурных режимов
  • Замер температуры прямой и обратной воды
  • Проверка работы сервопривода двух/трехходового клапана
  • Очистка грязевого фильтра на входе в обвязку
  • Проверка целостности утеплителя подводящей и обратной магистрали холодоснабжения.

Во вторую очередь, сервисное обслуживание фанкойла подразумевает инспектирование всех подводящих и отводящих коммуникаций, а именно:

  • трубопровод хладоснабжения
  • трубопровод теплоснабжения (для четырехтрубной системы)
  • трубопровод отвода конденсата (гравитационный и напорный)
  • запирающая и регулирующая артматура трубопроводов
  • дренажные насосы

Особенности обслуживания фанкойлов различных типов

Самый распространенный тип фанкойлов – устройства настенного типа. Доступ к его элементам осуществляется путем снятия фронтальной декоративной панели и фильтров. После этого становится возможным осмотр практически всех необходимых элементов блока.

Сложнее дело обстоит с кассетными и, особенно, канальными блоками. Они скрыты за потолком и доступ к ним подразумевает наличие сервисного люка или частичную разборку подвесного потолка. Для канального фанкойла помимо вышеперечисленных работ требуется проверка приточных и вытяжных воздуховодов и решеток на предмет целостности, отсутствия резких изгибов, проектных расходов воздуха.

Ещё один нюанс – высота подвешивания блоков. Настенные блоки чаще всего применяются в помещениях с нормальными потолками – до 3 метров или немного выше. Канальные и кассетные фанкойлы могут быть установлены в залах, высота потолков которых достигает и превышает 6 метров. 

Для того чтобы получить доступ к оборудованию, обычной стремянки недостаточно и требуются специальные подъёмники.

Когда нужно проводить техническое обслуживание, а когда уже поздно?

Распространенной ошибкой является мнение, что техническое обслуживание фанкойлов нужно проводить при наличии проблем с его работоспособностью.
Если оборудование работает нормально, то и следить за ним не нужно.

На самом деле, техническое обслуживание следует проводить именно тогда, когда фанкойлы работают без нареканий. Уже в этот момент возможно зарождение первых признаков будущей поломки – повышение перепада давления на теплообменнике по хладоносителю, повышение температуры охлажденного воздуха, наличие небольших шумов и вибраций и другие признаки.

Сотрудники офиса редко обращают внимание на такие тонкости, а опытный специалист сразу отметит приближение аварийной ситуации.
Выявить такие признаки помогает журнал сервисного обслуживания. Заметив неполадку, можно проследить соответствующие показания за некоторый период в прошлом и сделать выводы о том, является ли подобная ситуация нормальной или ведёт к поломке.
Если же неполадки в работе фанкойла явные, то проводить техническое обслуживание можно разве что с целью выявления дополнительных проблем. Далее потребуется ремонт вышедших из строя устройств, влекущий за собой временную неработоспособность системы холодоснабжения.

Признаки наличия неисправностей в работе фанкойлов:

  • Из блока капает вода, хотя поддон чист – вероятно, произошел засор дренажной системы вдали от фанкойла или в системе канализации здания;
  • Охлажденный воздух, подаваемый фанкойлом, пахнет гарью – вероятно, проблема в электрическом блоке устройства, требуется его проверка и замена неисправных деталей;
  • Фанкойл шумит при работе;
  • Слишком сильное или недостаточное охлаждение воздуха;
  • Устройство не работает (не включается).

Все перечисленные проблемы с большей степенью вероятности требуют проведения ремонтных работ, а не сервисного обслуживания.
Ещё раз следует подчеркнуть, что техническое обслуживание фанкойлов выполняется тогда, когда оборудование работает нормально. Цель проведения работ – убедиться в правильной работе, предупредить аварийные ситуации, продлить срок его службы.